Options
Изразец поливной печной (фрагмент)
Loading...
Abstract
Фрагмент поливного изразца с зелено-коричневым растительным орнаментом по белому фону.
В первой четверти XVIII века началось производство гладких расписных изразцов, впервые появившееся в Петербурге. Гладкие поливные изразцы с росписью по сырой эмали, которые чаще называют кафлями, отличались тем, что уже не требовалась резная деревянная форма. Отформованное, лишенное рельефа изделие обжигалось при температуре 850-900°С. После охлаждения лицевую поверхность изразца поливали водной суспензией белой эмали, по которой затем выполняли роспись специальными красками, содержащими жаростойкие оксиды цветных металлов и пигменты в смеси с глазурью (флюсом). После росписи изразец снова обжигался до температуры расплавления эмали 950-980°С. При вторичном обжиге происходило расплавление эмалей и одновременное вплавление росписи. Такие изразцы обычно использовались для облицовки печей. Со второй половины XVIII века широкое распространение на изразцах получает «ковровый» орнамент. Рисунок на изразцах, соединяясь с соседними изразцами, образовывал непрерывную композицию и объединял изразцы в общий орнаментальный ряд. Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (основу) изразца делали вручную или с помощью гончарного круга. Благодаря румпе изразец при помощи проволоки вмонтировался в печь, что повышало надежность крепления. Полая внутри румпа была источником долговременного тепла. Воздух внутри нее нагревался, а затем равномерно в течение нескольких часов отдавал тепло в помещение.
В первой четверти XVIII века началось производство гладких расписных изразцов, впервые появившееся в Петербурге. Гладкие поливные изразцы с росписью по сырой эмали, которые чаще называют кафлями, отличались тем, что уже не требовалась резная деревянная форма. Отформованное, лишенное рельефа изделие обжигалось при температуре 850-900°С. После охлаждения лицевую поверхность изразца поливали водной суспензией белой эмали, по которой затем выполняли роспись специальными красками, содержащими жаростойкие оксиды цветных металлов и пигменты в смеси с глазурью (флюсом). После росписи изразец снова обжигался до температуры расплавления эмали 950-980°С. При вторичном обжиге происходило расплавление эмалей и одновременное вплавление росписи. Такие изразцы обычно использовались для облицовки печей. Со второй половины XVIII века широкое распространение на изразцах получает «ковровый» орнамент. Рисунок на изразцах, соединяясь с соседними изразцами, образовывал непрерывную композицию и объединял изразцы в общий орнаментальный ряд. Для производства печных изразцов использовались деревянные формы, румпу (основу) изразца делали вручную или с помощью гончарного круга. Благодаря румпе изразец при помощи проволоки вмонтировался в печь, что повышало надежность крепления. Полая внутри румпа была источником долговременного тепла. Воздух внутри нее нагревался, а затем равномерно в течение нескольких часов отдавал тепло в помещение.
Inventory number
10
Material(s)
Clay
Size
17х19х4,4 см
Dating
XVIII в.
Location of discovery
кв. 18, пл. 4, гл. -149
Use full screen for better viewing.