Артефакты

Permanent URI for this collection

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 5 of 522
  • Artefact
    Подвеска в виде архангела
    В. Каретникова (Археологический сектора музея-заповедника «Ростовский кремль»)
    Традиция изготовления таких подвесок пришла на Русь из Византии. Н. Макаров и А. Федорина предположили, что их распространение могло быть связано с воинской средой, так как на тех же селищах обнаружены и предметы вооружения. Архангел Михаил изображен на знаменитом шлеме Ярослава Всеволодовича, который хранится в Оружейной палате Московского Кремля. В Ростове и его окрестностях до недавнего времени не было известно ни одной подвески рассматриваемого типа. Подвеска отлита довольно небрежно из свинцово-оловянистого сплава по оттиску готового изделия. Ее длина 3 см, ширина 1,8 см, толщина от 0,1 см до 0,28 см. Толщина в районе ушка – 0,53 см. Диаметр отверстия для продевания шнурка – 2,5 мм. В отличие от более качественных отливок, на нашей не видны складки одеяний и разлиновка на крыльях. Оборотная сторона гладкая. Изображение следует сложившейся к тому времени в византийской и древнерусской иконографии архангела. Вокруг головы имеется нимб. В левой руке архангел держит зерцало, в правой мерило – тонкий жезл. Ближайшими аналогиями рассматриваемому предмету являются подвески-архангелы из Латвии и семь подвесок из незаконных сборов на памятниках археологии, учтенных в каталоге А.К. Станюковича. То есть, наша находка является одной из немногих подвесок такого типа, имеющих археологический контекст.
  • Artefact
    Копоушка костяная
    В. В. Праздников, Ярославская археологическая экспедиция
    Копоушка (уховертка, ухочистка, чистоушка, ушекопка) – предмет гигиены в виде узкой ложечки из кости, дерева или металла, предназначенной для чистки ушей. Кроме утилитарно-бытовой функции могли использоваться в качестве украшений и амулетов, нередко входили в состав шумящих подвесок или накосников. Копоушка из нашей коллекции представляет собой стержень с длинной узкой ложечкой на одном конце и резным навершием на другом. Навершие украшено прорезным кольцевым орнаментом и увенчано стилизованным изображением сжатой в кулак кисти левой руки. В кулаке просверлено сквозное отверстие для подвешивания диаметром около 1 мм. Техника изготовления – точение на токарном станке с последующей доработкой деталей резцом. Примечательно, что в 1994 г. в ходе раскопок у Митрополичьих палат был найден фрагмент такой же копоушки, но навершие изображало кулак правой руки.
  • Artefact
    Венчик чернолощеного сосуда
    В.В. Праздников (ярославская археологическая экспедиция)
    Фрагмент керамического горшка. При изготовлении посуды такого типа использовалась обычная красная глина. Поверхность сосуда перед обжигом лощилась, т.е. выглаживалась при помощи гладкого камешка, металлического или костяного лощила. Лощение уплотняло стенки сосуда, делало его более прочным. В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, тряпки или траву для получения густого черного дыма. После томления в задымленном горне сосуд получал глубокий черный цвет. На бархатистом черном фоне следы лощения отливали стальным блеском. В России такая керамика появляется в XVI веке, но широкое распространение она приобретает в XVII-XVIII веках.
  • Artefact
    Фрагмент стенки гончарного сосуда
    С. Зозуля (Отдел славяно-финской археологии ИИМК РАН)
    Стенка сосуда, изготовленного из красной глины с примесью песка и мелкой дресвы. Поверхность довольно тщательно обработана имеет хороший обжиг. На лицевой стороне имеется орнамент в виде пологой «волны», состоящей из трех прочерченных линий. Волнистый орнамент – один из излюбленных орнаментов славянских мастеров, работавших на гончарном круге.
  • Artefact
    Фрагмент венчика раннекругового сосуда
    С. Зозуля ( Отдел славяно-финской археологии ИИМК РАН)
    Венчик слабопрофилированного сосуда из красной глины. Тесто содержит большое количество дресвы среднего размера, поверхность обработана небрежно. Это первая находка венчика сосуда на территории могильника. Такие сосуды представляют собой переходный вариант от лепной к гончарной керамике. Их могли изготавливать вручную, подправляя затем на гончарном круге.