Артефакты

Permanent URI for this collection

Browse

Recent Submissions

Now showing 1 - 5 of 274
  • Artefact
    Браслет ладьевидный
    В.А. каретникова (Археологический сектор музея-заповедника «Ростовский кремль»)
    Браслет из медного сплава сохранился не полностью, он оплавлен, по всей видимости на погребальном костре. На внешней поверхности частично сохранились следы геометрического орнамента. Подобные браслеты характерны для Скандинавии, Финляндии, Северо-Западного региона России, но точных аналогий нашему браслету пока не встречено. Это первая находка браслета такого типа в Ростове и его окрестностях. Ранее подобные браслеты находили при раскопках Владимирских курганов в 1850-е гг., проводившихся под руководством А.С. Уварова и П.С. Савельева.
  • Artefact
    Накладка антропоморфная
    В.А. Каретникова (Археологический сектор Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль»
    Изделие из медного сплава в виде выпуклой пластины с изображением человеческого лица шириной 1,2 см, длиной 1,78 см. В нижней части от изделия отходит стержень с обломаны краем, возможно, подобные стержни отходили и с боков пластины, один из них сохранился в виде небольшого выступа. В верхней части сквозное отверстие диаметром 2 мм. Является, по-видимому, фрагментом застёжки, при помощи которых чулки или обмотки крепились к штанам. Подобные парные застёжки характерны для скандинавского мужского костюма X- XI вв.
  • Artefact
    Фрагмент белокаменной стены Успенского собора в Ростове
    А.Е. Леонтьев
    Фрагмент упавшей кладки был обнаружен А.Е. Леонтьевым во время археологических наблюдений за прокладкой дренажных траншей вокруг ростовского Успенского собора в 1992 г. на участке 28А. Он состоит из шести рядов белокаменных блоков, всего в реконструированном фрагменте 50 деталей. По мнению Вл. В. Седова, декор Успенского собора времени Константина Всеволодовича свидетельствует о непосредственном влиянии западноевропейской романской архитектуры. И «пухлые» короткие колонки аркатурно-колончатых поясов, и трехлопастные арочки находят довольно близкие аналогии в архитектуре позднего романского и раннего готического стилей.
  • Artefact
    Фелонь-полиставрий
    Фело́нь – верхнее богослужебное облачение православного священника без рукавов. Полиста́врий ( креща́тая или крестча́тая риза) - богослужебное одеяние высших церковных чинов, представляющее собой фелонь со множеством нашитых на неё или вытканных на ней крестов. В РПЦ полиставрий был отменён в 1705 г. Современные фелони часто шьются из крещатой ткани, но полиставриями их уже не называют. Наша фелонь сходна с облачениями XVI века из Троице-Сергиева монастыря, но отличается архаичностью форм, оплечьем иного абриса и плавно очерченным широким вырезом спереди, доходящим до колен. Золотой иранский атлас и греческая парча основной части изделия датируются XVI веком, а шитое жемчугом и украшенное камнями оплечье, утраченное при разграблении Успенского собора осенью 1608 г., было заменено оплечьем из турецкого атласа XVII в., в том же веке, видимо, были заменены опушье подольника и часть пуговиц. Вторичная реставрация проходила в XIX веке, когда к указанным материалам добавился шелк ("шанжан") и новые пуговицы.
  • Artefact
    Игольник горизонтальный с ажурным щитком
    А.Н. Рыкунов (Рыбинская археологическая экспедиция)
    Игольник – чехол для хранения швейных игл. Мог дополняться ажурной щитком и подвесками, превращающим бытовой инвентарь в украшение или даже амулет-оберег. Игольник подвешивался к поясу с помощью кожаного шнура или цепочки Л.А. Голубева считала их одним из характерных этнических атрибутов костюма веси и других прибалто-финских племен, а центр происхождения связывала с Приладожьем, откуда они распространились на другие территории. Наш игольник представляет собой бронзовую трубку с ажурным щитком полукруглой формы со сложным плетеным орнаментом и плоской петлей для подвешивания. На поверхности следы пребывания в огне. Реставрация выполнена сотрудником ИА РАН А.П. Тюпаевым.