Options
Топор с обухом в виде головы медведя
Abstract
Каменный топор-молот. В месте максимального расширения имеется округлое отверстие для крепления топора к деревянной рукояти. После топор сужается, переходя в обух, выполненный в виде головы медведя. Два выступающих над поверхностью бугорка обозначают уши. Глаза сделаны в виде ямок. Пасть пропилена.
Как отмечают историки, в первой публикации советского археолога Дмитрия Крайнова топор был отнесен к фатьяновской культуре. Впоследствии археолог Владимир Сидоров отнес предмет к более позднему времени, поскольку отверстие на предмете было просверлено нехарактерной для «фатьяновских» топоров техникой.
Топоры со скульптурными обухами использовались на территории Карелии и Финляндии. Известно не менее 35 подобных находок. Изображены на них медведи, лоси, а на одном – лицо человека. Еще экземпляр был найден в Прибеломорье в слое II тыс. до н.э. Ученые считают, что топор из Ростова тоже изготовлен в пост-фатьяновскую эпоху.
Почитание медведя было характерно для многих народов Европы и Сибири: германцев, славян, финно-угров и других. До льва царем зверей считался медведь. Это самое грозное животное в лесной зоне Евразии, а также визуально похожее по строению скелета на человека. Многие народы не называли медведя его настоящим именем, а использовали другие названия: «косолапый», «бурый», «Потапыч», «Михайло» «священный зверь», «лесной князь», «отец». И даже славянское слово «медведь» (то есть «поедающий мед») – заменитель.
Как отмечают историки, в первой публикации советского археолога Дмитрия Крайнова топор был отнесен к фатьяновской культуре. Впоследствии археолог Владимир Сидоров отнес предмет к более позднему времени, поскольку отверстие на предмете было просверлено нехарактерной для «фатьяновских» топоров техникой.
Топоры со скульптурными обухами использовались на территории Карелии и Финляндии. Известно не менее 35 подобных находок. Изображены на них медведи, лоси, а на одном – лицо человека. Еще экземпляр был найден в Прибеломорье в слое II тыс. до н.э. Ученые считают, что топор из Ростова тоже изготовлен в пост-фатьяновскую эпоху.
Почитание медведя было характерно для многих народов Европы и Сибири: германцев, славян, финно-угров и других. До льва царем зверей считался медведь. Это самое грозное животное в лесной зоне Евразии, а также визуально похожее по строению скелета на человека. Многие народы не называли медведя его настоящим именем, а использовали другие названия: «косолапый», «бурый», «Потапыч», «Михайло» «священный зверь», «лесной князь», «отец». И даже славянское слово «медведь» (то есть «поедающий мед») – заменитель.
Material(s)
Stone
Size
20х7х6 см
Dating
II тыс. до н.э.
Location of discovery
Колхозная площадь, Ростов
Excavation year
1952
Use full screen for better viewing.